РСПП просит Правительство РФ ввести мораторий на дальнейший рост налоговой нагрузки
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину с просьбой о введении полного моратория на дальнейший рост налоговой нагрузки и обязательного обсуждения с предпринимательским сообществом всех законодательных инициатив, которые могут нарушить этот мораторий.
Обеспокоенность РСПП вызвана рядом неиссякаемых инициатив по росту налоговой нагрузки, которые, вопреки существовавшей ранее традиции, не проходят надлежащего и всестороннего обсуждения с предпринимательским сообществом. В этом году уже увеличены социальные взносы, повышен НДПИ на ряд отраслей, и продолжают обсуждаться меры дальнейшего повышения налога на прибыль и имущество, страховых взносов, НДПИ, НДФЛ. Эти меры, как ни парадоксально, уже в среднесрочной перспективе могут привести к замедлению темпов прироста налоговых поступлений и затем к их падению. Такие выводы сделаны на основе исследования Финансового университета при Правительстве РФ о влиянии роста налогов на их собираемость.
Эксперты Финансового университета в своем исследовании пришли к выводу, что повышение налоговой нагрузки в России на 1% замедлит ежегодные темпы экономического роста на 0,12%. Рост налоговой нагрузки, в свою очередь, сократит поступление налогов. Это, кроме прочего, подтверждается результатами анализа предыдущих периодов: из-за роста налоговой нагрузки за последние 15 лет бюджет недополучил 11,2 трлн рублей налоговых доходов.
Выявленный Финансовым университетом эффект может усилиться в условиях санкций, высоких темпов инфляции и отсутствия инвестиций в современные информационные технологии. Минфин, похоже, отказывается это замечать, но из-за значительных изменений, произошедших в экономике 2022 года, уже перестало работать правило «больше налоговая ставка – больше налогов». Сегодня рост ставок приведет к снижению рентабельности и ликвидности, росту безработицы, сокращению частных инвестиций.
Рассчитывать на то, что экономику можно стимулировать одними только государственными инвестициями, было бы опрометчиво. Льготные налоговые режимы в особых зонах тоже не станут панацеей, поскольку их резиденты в основном нацелены на экспорт, а внешние рынки схлопываются.
Признаки деструктивного влияния налоговых мер, которые позиционируются как изъятие «сверхренты», уже начинают проявляться. Согласно СПАРК-Интерфакс, доля компаний, пропускающих платежи, выросла с в 8,8% в феврале 2022 года до 13,8% в сентябре. Очевидно, темпы движения к кризису неплатежей ускорились. Дальнейшее повышение налогового бремени также будет выдавливать часть предпринимателей в серую зону: по данным Росфинмониторинга размер теневой экономики уже достигает 20%.
РСПП убежден, что интересы государства и налогоплательщиков совпадают в том, что налоговая нагрузка должна быть установлена на оптимальном уровне, при котором будет обеспечиваться высокая деловая активность и увеличение базы для налогов и сборов. В истории налогово-бюджетной политики России есть пример стимулирующей роли налогов: введение плоской шкалы НДФЛ в 13% привело к увеличению поступлений НДФЛ в бюджет с 2,4% до 2,9% от ВВП.
Для обеспечения экономического роста в условиях нестабильности и высокого санкционного давления РСПП предлагает применять стимулирующую роль налогов, воздействуя на предпринимательскую и инвестиционную активность